• /

Ремни безопасности в самолете: какими они бывают, и что будет, если не пристегнуться

22 декабря
7 мин
207
Все, кто летал на коммерческом рейсе, знают эту фразу: «Дамы и господа, капитан включил табло «Пристегните ремни». Пожалуйста, займите свои места и проверьте, надежно ли застегнут ваш ремень безопасности». Зачем они нужны, какими бывают и что будет, если не пристегиваться во время полета?

Зачем в самолете ремни безопасности

Ответ прост — ради вашей безопасности. Ремень удерживает пассажира в кресле при внезапных движениях самолета: турбулентности, резком торможении, наборе высоты и снижении.

Запомните: правильное использование ремней безопасности позволяет снизить количество серьезных травм на 88% [1]. Они удерживают пассажиров в кресле на взлете, при посадке и в зоне турбулентности, уменьшая риск ударов о соседние сиденья.

Когда появились ремни безопасности

Первый авиационный ремень безопасности разработал генерал-майор авиации США Бенджамин Д. Фулуа в 1911 году. Годом ранее он чуть не выпал из кабины самолета, выполняя полет. Авиакатастрофы удалось избежать, но Фулуа решил, что пилоту необходимо быть пристегнутым, и заказал кожаный ремень длиной 120 см для крепления к сиденью. К 1914 году, с началом Первой мировой, американские военные стали повсеместно устанавливать ремни на военные самолеты. После войны они появились и на гражданских бортах [2].

Виды ремней безопасности в самолетах

В авиации существуют международные нормы, которые требуют оснащения каждого места в самолете надежным механизмом удержания. На одном борту есть несколько типов таких систем.

Штатные – двухточечные

Для пассажиров предназначены двухточечные ремни безопасности с простой конструкцией – две точки крепления (слева и справа) и защелка. Они фиксируют туловище в области таза, быстро застегиваются и отстегиваются. Если длины ремня недостаточно, пассажир может использовать специальный ремень-удлинитель.

Детские

Российские авиакомпании следуют нормам Воздушного кодекса РФ и собственным правилам перевозки, которые в целом похожи на международные, но имеют свои особенности. Если ребенку куплено отдельное пассажирское место, можно разместить на нем детское удерживающее устройство — автокресло или специальный ремень.

Для детей старше года, которые могут сидеть в кресле самостоятельно, есть системы авиационной безопасности – CARES и аналогичные специализированные устройства. Они работают совместно со штатным ремнем пассажирского места и фиксируют ребенка лучше за счет плечевых лямок. Эту систему допускают к использованию многие международные авиакомпании, и она соответствует международным авиационным стандартам безопасности.
CARES имеет технические ограничения – рост до 100 см и вес до 20 килограммов. Конкретные пределы могут отличаться для разных устройств, поэтому важно смотреть инструкции к каждому. Если ребенок весит больше 20 килограммов, согласно авиационным нормам, он может использовать штатный двухточечный ремень.

Малышей разрешено пристегивать только в детском кресле, которое сертифицировано как авиационное.

Для бортпроводников

Бортпроводники сидят в так называемых jump seats — складных креслах без подлокотников, которые убираются или откидываются во время взлета, посадки или перелета через зону турбулентности. Эти кресла не обеспечивают той же боковой защиты и поддержки, что пассажирские, поэтому требуется четырехточечный ремень. Система фиксации оснащена двумя плечевыми лямками и двумя поясными – всего четыре точки. Несмотря на плечевые фиксаторы, четырехточечные ремни разработаны так, чтобы бортпроводник мог быстро их отстегнуть и выполнить свои обязанности, например эвакуацию.

Для пилотов

Ремень безопасности для пилотов похож на систему удержания для бортпроводников, но оснащен еще одной лямкой между ног. Пятиточечная система удерживает тело пилота так, чтобы он не смещался вперед, вбок или вниз под пояс. Это повышает безопасность пилота и помогает сохранить контроль над управлением самолетом даже во время резких маневров, турбулентности или экстренных ситуаций.

Как правильно пристегиваться

① Сядьте прямо.
② Вставьте металлический язычок в пряжку до щелчка.
③ Отрегулируйте под себя. Ремень должен лежать достаточно плотно. Если он слабо затянут, то не сможет прочно удерживать вас в кресле.
④ Убедитесь, что ремень не перекручен и проложен ровно.
Ремень безопасности должен лежать низко на бедрах, а не на животе — это намного безопаснее при рывках или сильных торможениях.

Что будет, если не пристегиваться

На взлете воздушное судно набирает скорость до 300 км/ч, создавая инерционные силы. Они действуют на объекты внутри разгоняющегося аппарата – пассажиров. Если произойдет резкое замедление, то есть пилот решит притормозить, тело человека в первые секунды будет двигаться по инерции и вдавится в кресло. Затем, подчиняясь быстрой смене направления, рывком устремится вперед. В этот момент есть вероятность удариться головой о переднее пассажирское сиденье.

Если не пристегнуться безопасности во время турбулентности, есть вероятность, что пассажира подбросит вверх.

Пристегиваться во время посадки не менее важно, поскольку она не всегда бывает мягкой. Пилоты сажают самолет в разных условиях, и иногда в целях безопасности принимают решение в пользу «грубой» посадки, то есть менее плавного контакта с поверхностью взлетно-посадочной полосы. Чтобы не получить травм, важно быть пристегнутым, когда самолет начнет тормозить.

Когда можно отстегнуть ремень безопасности

Отстегнуться можно после того, как погаснет табло «Пристегните ремни». Световой сигнал отключается, когда самолет выходит на рабочую высоту полета, покидает зону турбулентности или полностью останавливается на стоянке.
Авиакомпания Utair предлагает дополнительные услуги, чтобы сделать перелет не только безопасным, но и комфортным. В мобильном приложении «Уютное небо» вы можете заранее выбрать места с большим пространством для ног, что особенно полезно при длительных рейсах.
Узнайте больше о возможностях бронирования и дополнительных сервисах на сайте Utair.

Источники:

1. Federal Aviation Administration Aviation Safety Aviation Seat Belts and Shoulder Harnesses https://www.faa.gov/pilots/safety/pilotsafetybrochures/media/19-1857_CAMI_Seat_Belts_508.pdf
2. Buckle Up: The History of Aviation Safety Belt Policy https://www.faa.gov/media/20816
Все рейсы авиакомпании Utair
Подпишитесь на новые статьи
Присылаем 1 раз в месяц,
Только новое и популярное