• /

Профессия — летчик: руководство, как стать пилотом гражданской авиации

Профессия — летчик: руководство, как стать пилотом гражданской авиации

22 сентября

10 мин

167

Профессия летчика всегда вызывает восхищение. Мечта стать пилотом часто рождается в детстве, когда наблюдаешь, как взлетает и совершает посадку самолет, или впервые оказываешься на его борту. Возможно, и вы хотели когда-нибудь сами произнести: «Уважаемые дамы и господа, говорит командир корабля». Если профессия пилота выбрана осознанно, остается выяснить, куда поступать и к чему готовиться.


В блоге Utair рассказываем, как пройти обучение и устроиться пилотом в авиакомпанию, а также какими профессиональными навыками должен обладать будущий командир воздушного судна.

Как становятся пилотами: путь от стажера до командира корабля

За плечами у пилота многолетнее обучение, изучение сложных авиационных систем, навигации, метеорологии и, конечно, практика. Набрав нужное количество часов практики на тренажерах – это называется «налет часов», – курсант получает лицензию коммерческого пилота. Документ дает возможность устроиться в авиакомпанию и работать, но молодому специалисту предстоит пройти еще обучение, чтобы управлять конкретным воздушным судном.

Через несколько месяцев стажировки в учебном центре стажера допускают к полету, пока что в статусе наблюдателя. Затем он будет летать с инструктором в качестве второго пилота, а через 200 часов налета будет считаться членом экипажа и полноценным сотрудником авиакомпании. Перед тем как стать командиром воздушного судна, летчик должен набрать более 1 500 часов, из которых 100 – в ночные часы.


Читайте также: Что такое «красный» и «зеленый» коридор на таможне в аэропорту?

Обязанности пилотов: полет – нормальный

Основная часть работы летчика – управлять воздушным судном, следуя всем требованиям, чтобы обеспечить безопасный полет. Профессиональные пилоты тесно сотрудничают с авиадиспетчерами и другими членами экипажа – вторыми пилотами, штурманами, бортинженером и бортпроводниками.


Летчик также должен:

● проводить предполетную проверку – убедиться, что воздушное судно готово ко взлету;

● понимать и интерпретировать планы полетов – маршрут и метеосводку;

● во время полета отвечать за навигацию – контролировать показания приборов и систем;

● поддерживать связь с авиадиспетчерами – передавая сообщения о статусе полета, готовности судна идти на посадку;

● устранять чрезвычайные ситуации – если такие возникают.


Часто пилоты напрямую общаются с пассажирами, например, если самолет попадает в зону турбулентности или обходит грозовые облака. Слыша голос командира корабля, который сообщает о том, что происходит, на какой высоте летит самолет и когда он прибудет, пассажиры чувствуют себя спокойнее и понимают: полет – нормальный.

Требования к будущим пилотам: как понять, подходит ли профессия вам

Профессия летчика – одна из самых ответственных, и требований к ней достаточно много. На вступительных тестах кандидаты проходят проверку на физическую подготовку, медицинскую комиссию и психологическое обследование. Чтобы быть допущенным к обучению и работе в авиации, необходимо иметь отличное физическое и психическое здоровье. Зрение, слух и координация должны быть практически как у космонавтов. Особые требования предъявляют к вестибулярному аппарату, который обеспечивает равновесие при любых перегрузках.


Проверьте свой вестибулярный аппарат

Попробуйте покружиться на месте, затем остановитесь и сразу пройдите по прямой. Чем лучше вы справитесь с задачей, тем больше шансов пройти врачебно-летную экспертную комиссию – ВЛЭК. Если с первого раза не получилось, не страшно. Вестибулярный аппарат поддается тренировке.


Ежегодные медосмотры проводятся на всех этапах обучения и карьеры, в том числе перед рейсами – к этому надо быть готовыми. Как часто будут проводиться осмотры, зависит от возраста и класса пилота. Стандартный медосмотр включает общую проверку здоровья, а также зрения, слуха и сердца, остальные анализы и исследования назначают по показаниям [1].


А теперь уточним, какими качествами должен обладать пилот. Эта профессия вам подходит, если вы:

● достаточно стрессоустойчивы – способны сохранять спокойствие и эффективность в условиях стресса;



● сохраняете концентрацию и внимание – способны поддерживать высокий уровень сосредоточенности на протяжении всего полета;

● быстро принимаете решения – эта особенность работы нервной системы помогает оперативно реагировать на изменения;

● остаетесь достаточно гибким – можете адаптироваться и действовать по ситуации.


Читайте также: Какие грузы перевозят самолетами?

Обучение на пилота: куда лучше поступать

В России на пилота можно учиться как в среднем, так и высшем летном учреждении. Обучение отличается по уровню подготовки, продолжительности и возможностям трудоустройства.

Высшие летные учреждения, где обучают будущих летчиков в России – это Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) и Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИ ГА). Требования для поступления могут отличаться. Например, минимальный проходной балл на бюджетные места в УИ ГА – 227, на платные – 145*.


У перечисленных ВУЗов есть летные училища гражданской авиации — это учреждения среднего профессионального образования. Филиалы СПбГУ ГА — Бугурусланское летное училище, Якутское авиационное техническое училище, Красноярский филиал. Филиалы Ульяновского института — Краснокутское летное училище и Сасовское летное училище.

Поскольку училищ больше, чем университетов, шансы получить место выше. К тому же при поступлении в училище учитывается не суммарный балл ЕГЭ, а средний балл аттестата.


Чем отличается обучение в летных ВУЗах и училищах

В летных училищах России готовят пилотов с упором на практику. Студенты изучают основы пилотирования, аэродинамику, устройство самолетов, навигацию, метеорологию, радиотехнику, безопасность полетов и действия в чрезвычайных ситуациях. Учеба включает теорию, тренажеры и реальные полеты. При этом в училищах нет курсов по экономике, управлению перевозками, воздушному движению, праву и углубленной авиационной безопасности. Эти предметы изучают уже в ВУЗах гражданской авиации.


Высшее образование занимает 4-5 лет и дает больше возможностей для карьерного роста – летчик может работать в крупных российских и международных авиакомпаниях, а также участвовать в научной деятельности и занимать руководящие должности. В летном училище обучение длится меньше – примерно 3 года, но это подходящий вариант, чтобы быстро начать карьеру в авиации, особенно в региональных и малых авиакомпаниях. К тому же можно сэкономить на обучении. Стоимость 1 года обучения в ВУЗе – от 300 000 ₽, в училище – от 120 000 ₽.


Как и после какого класса можно поступить на пилота

В летное училище или университет гражданской авиации принимают абитуриентов с аттестатом 11 классов в возрасте от 16 до 22 лет. После 9 класса школы на пилота пойти не получится, но в училищах можно обучиться другим специальностям, например на техника по эксплуатации летательных аппаратов [2].


Куда бы вы ни решили поступить, вот какие экзамены нужно сдавать на пилота гражданской авиации: ЕГЭ по профильной математике, физике и русскому языку. А еще любое летное учреждение потребует пройти ВЛЭК – медкомиссию для летчиков – и профессионально-психологический отбор (ППО). Физические нормативы, например бег или подтягивания, обычно не учитываются при поступлении в ВУЗ, но для летного училища физическая подготовка остается важным критерием отбора. Кстати, участие в соревнованиях или федеральной программе физподготовки (ГТО) будет плюсом для абитуриента.

Карьера и зарплаты

Чем больше налет часов, тем выше будет класс специалиста и его зарплата. Имеет значение и размеры воздушного судна. Например, зарплата второго пилота составит:

  • До 250 000 ₽ в месяц — если он летает на ближнемагистральном самолете «Сухой суперджет», например, из Москвы в Ереван.
  • До 400 000 ₽ — при полетах с дальностью до 4 тысяч километров на узкофюзеляжном Боинге 737, например, из Москвы в Сочи или Анталью.
  • До 550 000 ₽ — когда рейсы осуществляются на дальнемагистральном широкофюзеляжном Боинге 767, например, из Москвы в Якутск или Ташкент.

Командир корабля получает на 20-30% больше.

Полезные советы для будущих пилотов

Узнайте про целевое обучение

Часть бюджетных мест для обучения пилотов могут выделяться по целевым квотам. В этом случае авиакомпании, участвующие в госпрограммах, закрепляют за собой места для будущих сотрудников. Обычно таких мест немного — не больше 10 в год. Попав на целевое обучение, курсант после выпуска гарантированно сможет устроиться пилотом, но будет обязан отработать в компании 3–5 лет.


Подайте заявление на прием правильно

Заявление можно подать как лично в приемную комиссию ВУЗа, так и через портал «Госуслуги» или официальный сайт учебного заведения. Зачисление проводится на конкурсной основе.


Для подачи заявления в ВУЗ или училище потребуется следующий пакет документов:

● паспорт гражданина РФ;

● результаты ЕГЭ, аттестат 11 класса;

● фотографии установленного образца;

● согласие на обработку персональных данных;

● медицинская справка формы 086-У.



*Актуально на 2025 год

Источники:

  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2025 № 111 "О внесении изменений в Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, лиц из числа специалистов авиационного персонала, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 41"(Зарегистрирован 12.05.2025 № 8211)
  2. Федеральное агентство воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова». Правила приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2025/2026 учебный год.
Все рейсы авиакомпании Utair
Подпишитесь на новые статьи
Присылаем 1 раз в месяц,
Только новое и популярное