Города и страны по маршруту Шелкового путиКогда Великий Шелковый путь был действующим торговым маршрутом, большинство стран, через которые он проходил, назывались иначе. Некоторые из них уже не существуют, другие сменили названия, города тоже переживали развитие и упадок, иногда до полного разрушения. Тем не менее, вдоль эпического торгового маршрута уцелело немало памятников.
КитайКитай стал стартовой точкой Великого Шелкового пути, который начинался в древнем городе Чанъань, ныне известном как Сиань. Караваны отправлялись на запад и северо-запад, проходили через коридор Хэси в провинции Ганьсу, огибали пустыню Такла-Макан и пересекали Луковые горы в Синьцзяне. Затем они продолжали свой путь через Центральную Азию и Кавказ, к Ближнему Востоку.
Караваны двигались последовательно, проходя мимо городов, контрольных пунктов и почтовых станций. Важные участки Шелкового пути проходили через китайские провинции Цинхай и Нинся, а основные участки находились в Ганьсу, Шэньси и Синьцзяне.
КыргызстанВ средние века через территорию современного Кыргызстана проходило несколько главных маршрутов: Памиро-Алайский, Ферганский (через Ходжент в город Ош), а также путь из Замин Рабата до Ташкента и дальше через Испиджаб, Тараз, Нузкет (или Кара-Балту) и Баласагын (Бурана). Отсюда караваны уходили через Боомский каньон к озеру Иссык-Куль, а далее в Китай.
Сегодня Кыргызстан сохраняет эту историю в виде памятников на Великом Шелковом пути: это мавзолей Манаса, караван-сарай «Таш-Рабат» (IX век), Башня Бурана, гора Сулеймана (Сулейман-Тоо), архитектурный комплекс Узгена и мавзолей «Шах-Фазиль». Чтобы с ними познакомиться, нужно долететь до
Бишкека — прямой перелет от Utair есть из Сургута.
КазахстанНа территории Казахстана Великий Шелковый путь начинался у границ Китая. Китайские купцы, путешествуя через казахские степи на запад, везли в Европу шелк, оружие, лекарства, рис и экзотические диковинки, например, слоновьи бивни. Местные правители предлагали защиту торговым караванам, получая за это часть товаров или деньги. Так появились налоги и таможенные сборы.
Главный маршрут Шелкового пути в Казахстане проходил на юге страны: от границы с Китаем караваны двигались через города Сайрам, Яссы, Отрар и Тараз, направляясь в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и далее в Европу. Эти города возникли благодаря торговцам, которые, преодолевая широкие степи, организовывали остановки, которые постепенно превращались в караван-сараи, а затем в селения и, в конечном итоге, в города.
ТаджикистанТаджикистан играл важную роль в международной торговле и культурном обмене, связывая древние регионы Бактрии, Тахаристана, Согда, Истаравшана и Ферганы с Индией, Афганистаном и Китаем. Cогдийские мастера славились своими изделиями: оружием, тканями, кожаными изделиями и ювелирными украшениями. Из Согда также отправлялись на экспорт вкуснейшие фрукты. Согдийский путь следовал из Самарканда в Коканд через Пенджикент и Ферганскую долину. Каратегинский путь соединял Термез с Кашгаром в Китае, а путь Хатлон вел из Душанбе в Балх, Афганистан. Памирский маршрут включал путь из Балха в Хорог.
Пенджикент — старейший город Таджикистана (ему более 5500 лет), расположен он в долине реки Заравшан. Этот город, активно развивавшийся в V–VIII веках, был важным культурным и торговым центром. Увы, после завоеваний VIII века город пришел в упадок, а его руины были обнаружены лишь в прошлом веке.
Худжанд — город в долине реки Сырдарьи, которому более 2500 лет. Это место стало важным экономическим центром благодаря своему положению на торговых путях. Шелковые изделия и ювелирные украшения из Худжанда высоко ценились в прошлом. Город сочетает древние традиции с современными аспектами, сохраняя свою уникальную архитектуру и культуру. Сейчас в
Худжанд можно добраться прямым рейсом из Сургута или Тюмени, а если вы путешествуете из Москвы, подойдет прямой перелет до
Душанбе.
УзбекистанКараваны начали ходить по Шелковому пути в 138 году до нашей эры, когда Китай открыл свои границы для торговли. К IV веку согдийцы уже основали свои торговые колонии вдоль маршрутов, ведущих в Китай, протянувшихся от Самарканда до Чаньаня (старой столицы Китая).
Из Центральной Азии в Китай экспортировали знаменитых «Небесных скакунов», ферганских лошадей, ковры, ткани из льна и шерсти, а также полудрагоценные камни. Узбекские города, такие как Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент, Термез, Ургенч и Фергана, служили важными остановками на Великом Шелковом пути. Эти цветущие города-оазисы становились международными торговыми центрами, где обменивались не только товарами, но и культурами.
Узбекистан — одна из самых удобных стран для знакомства с наследием Великого шелкового пути: прямые перелеты из Москвы и других российских городов есть в четыре исторических города —
Ташкент,
Фергану,
Бухару и
Самарканд.
Читайте также: Нормы поведения в Узбекистане: что можно и нельзяТуркменистанДревний город Мерв (сейчас Мары) в Туркменистане когда-то служил воротами в Центральную Азию. В IX–X веках он стал ключевым центром торговли и политики. Оттуда путники отправлялись к реке Амуль (современный Чарджоу), затем в Бухару, а оттуда — в Самарканд.
В Туркменистане осталось много исторических памятников, которые были важными остановками на Великом Шелковом Пути. Это удивительные архитектурные объекты, такие как городища Мешед-Месриан, Парау, Шахрислам, Ниса, Аннау и другие.
Древний Мерв находится на обширной территории возле реки Мургаб, недалеко от современного города Байрам-Али, примерно в 30 километрах от Мары. Руины Мерва включают несколько городищ: Эрк-Кала, Гяур-Кала, Султан-Кала и другие. Сегодня Мерв входит в Государственный историко-культурный заповедник и находится под защитой государства, а также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ИранОсновные торговые пути, проходящие через Иран, начали формироваться к началу I века нашей эры. Один из них, называемый «царской дорогой», начинался в Герате (современный Афганистан) и двигался на север к Мерву, а затем в Самарканд, где соединялся с Шелковым путем. К Малой Азии и Сирии Шелковый путь шел наземными маршрутами вдоль реки Евфрат, которые вели к портам Персидского залива, также существовал караванный путь из Сирии через Иран.
Основными товарами, которые перевозили по этому пути, были предметы роскоши, такие как китайский сырой шелк и индийские товары. Последние, включая драгоценные камни, благовония, опиум и пряности, в основном попадали в Иран по суше. Сасаниды, правившие Ираном, время от времени вели войны с Византией за контроль над важнейшими участками Шелкового пути.
В VI веке значительная часть Шелкового пути, простирающаяся от границ Китая до Ирана, оказалась под контролем Тюркского Каганата. В результате споров о торговле шелком тюрки начали конфликтовать с Ираном и попытались создать новый маршрут в Византию через Поволжье и степи Причерноморья, чтобы обойти Иран.
Хотя современный Иран занимает лишь небольшую часть когда-то обширной империи Сасанидов, на его территории сохранилось множество памятников, связанных с этой международной торговой артерией. Больше всего — в провинциях Хорасан, Голестан, Семнан, Тегеран, Казвин и Зенджан.
АзербайджанС древних времен торговые маршруты Великого Шелкового пути неизменно проходили через Азербайджан, который служил «воротами» между загадочным Китаем и богатой Европой. В I–II веках до н. э. через эту страну пролегал самый активный маршрут, известный как «Страбонский» путь (в честь знаменитого географа, который первым его описал). Он начинался в Китае и Индии, проходил через Центральную Азию, у реки Узбай, впадал в Каспийское море и затем пересекал Азербайджан. Здесь путь делился на две ветви: одна шла вверх по реке Кура в сторону Колхиды и Иберии, а другая — вдоль западного берега Каспийского моря через Дербент и Кавказские степи.
Мастера Азербайджана предлагали множество товаров иностранным купцам: изящные украшения, музыкальные инструменты, необычное оружие, красивые ковры и местный шелк. По Великому Шелковому пути отсюда вывозили в Европу драгоценные камни, соль, ртуть, минеральные красители и другие полезные материалы. Особенной известностью пользовались медные изделия: посуда, подсвечники и астрономические приборы.
В крупных городах были построены караван-сараи, где останавливались купцы. Также местные правители получали средства за разрешение на строительство маленьких монастырей и молельных домов при храмах для удобства путешественников. Многие из них сохранились до наших дней. Из Москвы можно долететь напрямую до
Баку,
Гянджи и
Нахичевани.
Читайте также: Правила въезда в Азербайджан в 2024ГрузияВ VI веке Северный Кавказ стал местом столкновения двух мощных государств — Византии и Персии. Причиной этих конфликтов были важные торговые маршруты Великого Шелкового пути, которые проходили через Кавказ и давали доступ к ценным ресурсам.
Грузинская часть Шелкового пути проходила через Сванетию, следуя по рекам Кубань, Теберда, Ингури и Риони, и завершалась в Фазисе (нынешнем Поти) — древнем торговом центре, бывшей столице Колхиды. На одном из притоков Теберды, реке Учкулан, сохранилась подпорная стенка Великого Шелкового пути, ведущего к Нахарскому перевалу. Караванщики двигались вдоль Главного Кавказского хребта, спускаясь к Местии и затем поднимаясь снова к селению Ушгули, где также были храмы с башнями. Дорога продолжалась через Нижнюю Сванетию в Кутаиси и далее по долине реки Риони к Поти.
Этот маршрут использовался купцами вплоть до 1453 года, пока после падения Константинополя под натиском османов торговля шелком не прекратилась. Местность опустела, а храмы постепенно были заброшены. Тем не менее, история сохранила удивительные постройки грузинских и греческих мастеров, которые когда-то стояли вдоль караванных путей Великого шелкового пути в суровых краях Северного Кавказа.
АрменияПо территории современной республики проходит одна из основных торговых ветвей Шелкового пути через Араратскую долину, и неслучайно именно здесь находятся пять древних армянских столиц, включая современный Ереван. Отсюда везли металлы, вина, экзотические фрукты, очень ценились растительные и минеральные красители, например, кошениль для пурпурной краски и марена для чернил. Армянские лошади и строительный лес также были на вес золота.
Через Армению везли и другие товары, такие как шелк, фарфор, зонтики, парфюмерию, китайскую бумагу и лекарства, а обратно направлялись продукты из шерсти, например, ковры и покрывала. В XIII веке на армянских землях побывал известный итальянский путешественник Марко Поло с торговым караваном.
Каменщики из Армении были настолько известны, что их иногда даже похищали для работы в Венеции. Чтобы предотвратить такие случаи, киликийские цари предлагали торговые соглашения. Для обеспечения торговли поддерживались и охранялись торговые пути, а в Армении были построены караван-сараи на расстоянии, подходящем для дневного перехода караванов. Один из таких караван-сараев — Селимский — сохранился до наших дней в хорошем состоянии.
Долететь до
Еревана напрямую можно рейсами Utair из Москвы, Сургута и Тюмени.